Реконструция квартала 34-35
была начата в 1994 году ООО «Яуза». Генеральный директор «Яузы» был твёрдо
убеждён – жители должны оставаться в своём районе. Проект реконструкции 1-й
очереди квартала позволил бы осуществить коммерческую застройку и на доходы от
неё построить в квартале дома для переселения. Жаль, что это не было
реализовано, потому что в стартовом переселенческом доме 60-1 замечательно
спланированные квартиры с большими удобными кухнями и комнатами. Но … дом был
переведён в коммерческий фонд. И хотя квартиры были давно проданы, Департамент
строительства отчитался этим домом как переселенческим (см. далее).
В 1998 году кв. 34-35 был
отдан инвестору ОАО «Строительная сберегательная касса» (далее – ССК) и
заказчику-застройщику ГУП «Управление экспериментальной застройки» (далее –
ГУП УЭЗ). Для них были созданы не просто выгодные, а буквально тепличные
условия. Во-первых, не был проведён конкурс, для чего «внедрение» ССК шло под
грифом «эксперимент». Во-вторых, то жильё, которое должно было использоваться в
качестве «стартового» для переселения жителей квартала, было отдано для
реализации «эксперимента». В результате в коммерчески привлекательном кв. 34-35
были построены исключительно дома для продажи, а жителей квартала переселили в
менее удобные, менее обустроенные районы. В-третьих, ССК реализовало не ипотеку
(залог приобретаемой квартиры), а её продажу в рассрочку тем, кто мог купить
квартиру и сразу, но через так называемую «ипотеку» получал ещё и выгодный
режим налогообложения. Однако самым интересным, на наш взгляд, является то, что
уже второй год главный строитель Москвы В.И.Ресин отчитывается коммерческими
домами 81-1, 79-1, 77-1, 69-1 по ул. Удальцова как домами для переселения
жителей из пятиэтажного фонда (см. далее).
На сегодня в кв. 34-35
реализовано то, что называется «коммерческой точечной застройкой». Ни один
житель квартала не получил квартиру в квартале 34-35, поскольку не построено ни
одного переселенческого дома.
Давайте проанализируем
районные (и не только) газеты, с помощью которых проводилось «информирование
жителей». На самом деле законодательство требует не «информирования», а участия
граждан в обсуждении градостроительной документации. Об этом говорят
распоряжение мэра от 22.01.1998 №54-РМ «О порядке участия граждан в обсуждении
градостроительных планов, проектов и решений по вопросам, связанным с
использованием городских территорий», Закон города Москвы от 09.07.2003 №50 «О
порядке подготовки и получения разрешений на строительство, реконструкцию
градостроительных объектов в городе Москве», Градостроительный кодекс РФ
(старый и новый).
Пролистаем «Газету района Проспект Вернадского» за 1998
год. Там говорится, что у управы района имеется «целостная концепция
реконструкции пятиэтажного жилого фонда». Первый заместитель префекта
поясняет, что «целостная концепция» – это несколько этапов «волнового»
переселения», причем «50 тысяч кв. метров нового жилья для переселения
будет выделено в старом микрорайоне», т.е. в квартале 34-35. Однако уже
было нарушено право жителей участвовать
в процессе разработки предложений и подготовки проектов градостроительных
решений до принятия органом власти или должностным лицом городской
администрации правового акта о реализации конкретного архитектурно -
строительного проекта (Закон Москвы от 25.06.1997 №28-51 «О защите прав
граждан при реализации градостроительных решений»). Читаем далее: «Пока
же графика ведения строительства домов по этапам нет…Когда будет опубликован
график строительства и переселения, мы обязательно встретимся с вами и
выслушаем ваше мнение. Для нас это принципиально».
Казалось бы, концепцию
«волнового» переселения подтверждают ответственные должностные лица, говоря о
«строительстве жилья для переселения в квартале 34-35». Жизнь показала
следующее:
1. Эта «целостная концепция»
никогда не обсуждалась с жителями
2. График строительства и
переселения так и не был опубликован
3. До сих пор в квартале 34-35
не построено ни одного дома для переселения, тем более нет 50 тысяч кв.метров.
В последующие годы так
называемое «информирование» жителей ведется путем публикования в местных СМИ
противоречивой, взаимоисключающей информации о строительстве и реконструкции
квартала 34-35.
Рассмотрим примеры взаимоисключающей
и часто откровенно ложной информации:
Пример 1. Еженедельная газета ЗАО «Настоящее», 2003, №12(12). В статье
«Требования текущего момента» указывается, что в микрорайоне 2А в
Тропарево-Никулино строятся «корпуса 5 (коммерческий) и 6 (муниципальный)».
В районной газете «Жизнь
района Проспект Вернадского», 2003, №2(2) руководитель дирекции «Запад» ГУП
«Управление экспериментальной застройки» (далее – ГУП «УЭЗ») В.Бобренко
говорит о строительстве в Тропарево-Никулино «индивидуальных переселенческих домов».
Пример 2 . В
спецвыпуске районной газеты «Проспект Вернадского», 2000, апрель говорится, что
ОАО «Строительная сберегательная касса» (далее – ОАО «ССК») построит «в
районе Проспект Вернадского 50.000 квадратных метров переселенческого жилья».
В 2003 году газета ЗАО
«Настоящее говорит уже о «45.000 квадратных метрах, которые будут построены для
переселенцев к концу года на улице Удальцова». Поскольку в газетном материале
речь идет о ГУП «УЭЗ», который строит в кв. 34-35, следует понимать, что к концу
2003 г. в квартале 34-35 появится 45.000 кв. м жилья для жителей пятиэтажек.
Где это жилье?
Пример 3. В газете «Наш Проспект
Вернадского» за май 2002 г. читаем: «В настоящее время ГУП «УЭЗ» ведет
проектирование -коммерческих корпусов 69-1, 77-1, 81-1 по ул. Удальцова, …
образующих единый комплекс с возводимым корпусом 79-1; -переселенческих
корпусов 42-1, А, Б, по проспекту Вернадского …»;
Газета «Наш проспект Вернадского», 2003, №02(02), статья
«Год прошел удовлетворительно». Заявление главы управы Рязанова: «Все
вышеперечисленные дома (перечислены дома по ул. Удальцова 69, 71, 73, 81
(квартал 34-35) – Е.З.) уже снесены и на
их месте начнется строительство следующих домов под переселение».
В газете «Жизнь района Проспект Вернадского» за
май 2003 г. новый глава управы вообще не указывает назначение домов,
перечисляя: 79-1, 81-1, 69-1, 77-1, 60-1.
«Наш Проспект Вернадского», 2002, май. Ген.
директор ОАО «ССК» заявляет, что «мы не практикуем точечную застройку, а
всегда строим в комплексе, т.е. на территории возводятся гаражи, магазины,
детские сады». В
действительности же в квартале 34-35 реализована самая настоящая точечная
коммерческая застройка, ни одного объекта социальной и культурно-бытовой
инфраструктуры не построено и не реконструировано.
Пример 4. Целенаправленно подается
информация, понять которую житель не в состоянии. А значит, не может вовремя
реагировать. Газета ЗАО «Настоящее», 2003, №27. Заголовок: «Прощай, малая
Родина. Какие дома подлежат сносу в 2003
году?». Далее текст: «В 2004 году
в Западном округе планируются под снос пятиэтажки по следующим адресам…» .
«Настоящее»,
2003, №30. В статье «Великое переселение» заместитель префекта по вопросам
строительства отвечает на вопрос: «Куда переселяют жителей? В основном в
дома новостройки недалеко от прежнего места жительства. Для переселенцев уже
построены дома … Удальцова, д. 71-б, 73-а, 73-б. Их начнут заселять уже в этом
году». На самом деле указанных домов не существует – это номера бывших,
сейчас уже снесенных пятиэтажек! Их жители были переселены в
Тропарёво-Никулино, Очаково, Солнцево.
Пример 5. Газета «Жизнь района Проспект Вернадского», 2004,
№2(4). Ген. директор ГУП «УЭЗ» В.М.Силин перечисляет дома 79-1, 81-1, 69-1,
77-1 по ул. Удальцова как коммерческие, а дома по проспекту Вернадского 42-1А и
42-1Б называет «домами городской собственности». Об этом же говорила
ген. директор ОАО «ССК» А.Лебединская в 2002 г. (см. пример 3).
В распоряжении
Правительства Москвы от 12.04.2004 №659 «Об
утверждении адресных перечней жилых домов и объектов социальной сферы для
разработки градостроительной, исходно-разрешительной и проектно-сметной
документации на строительство объектов в 2005-2007 гг.» дома 42-1 А и Б
уже не являются полностью городскими. Это изменение было согласовано с жителями
до принятия такого решения, обсуждалось? Нет!
Пример 6. В газете «Вечерняя Москва» за 15 марта 2004 г. был
опубликован ответ первого заместителя мэра в Правительстве Москвы, руководителя
Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города В.И.Ресина
на вопрос жительницы кв.34-35 О.В.Ласовой, сможет ли её семья остаться в
привычном районе. Процитируем опубликованный ответ: «В 2004 году на проспекте
Вернадского (кварталы 34-35) будет улучшена социальная инфраструктура.
Планируется построить пять жилых домов, специализированную школу, два детских
дошкольных учреждения. магазины, кафе… В новых домах будет проживать 3,5–4
тысячи жителей. Практически всё возводимое жильё пойдёт под переселенческие
цели. Часть переселенцев – из ветхого жилищного фонда, расположенного
неподалёку…» Пять домов, о которых с таким чувством говорит Главный строитель
города, – это давным-давно распроданные коммерческие дома 81-1, 79-1, 77-1,
69-1 по ул. Удальцова и 60-1 по пр-ту Вернадского.
Вот более свежая
информация: газета «Комсомольская правда» за 4-10 апреля 2005 года в разделе
«Жильё» даёт материал под названием «Какие дома построят за счёт города в 2005
году. Квартиры в них будут выдавать бесплатно». Процитируем авторскую
преамбулу: «На прошлой неделе столичное правительство утвердило список адресов
многоэтажек, которые построят в нынешнем году на бюджетные деньги и по
инвестиционным контрактам. Квартиры в этих домах выделят переселенцам из
сносимых пятиэтажек и ветхих зданий, очередникам и молодым московским семьям.
Публикуем полный перечень этих адресов». И далее: «Западный округ – пр-т
Вернадского, кв.34-35, ул. Удальцова, вл. 69-1, вл. 77-1, вл. 81-1 …»
Приводить примеры можно
бесконечно. Однако того, что сказано достаточно, чтобы понять – реконструкция
квартала 34-35 находится в тупике, ответственность за это несут
разгильдяи-застройщики и те должностные лица, которые не установили за их
деятельностью должного контроля. Даже коммерческие дома, построенные в квартале
вдоль ул. Удальцова, уже длительное время стоят незаселённые. Сейчас в
Префектуре новая профессиональная команда. В настоящее время по инициативе
Префектуры ЗАО и по распоряжению мэра г. Москвы проведена комплексная проверка
деятельности ОАО «ССК». Результаты этой проверки пока не опубликованы.
Решение по поступившему в
муниципальное Собрание проекту планировки квартала 34-35 требуется принимать с
учётом реалий, предшествующего негативного опыта и таким образом, чтобы были
созданы гарантии выполнения проекта в разумные сроки и с учётом прав и
интересов жителей.
Для обеспечения и защиты
прав жителей при градостроительной деятельности в районе Проспект Вернадского
муниципальным Собранием, в связи с требованиями действующего законодательства,
был принят правовой акт, подготовленный депутатами Е.А.Петровым и
Е.Н.Задориной, «Правила по организации публичных слушаний и обеспечению прав
жителей при их проведении». Этот документ разработан в соответствии
Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом РФ, Градостроительным
кодексом РФ, иными федеральными законами и законами города Москвы. В
соответствии с этими правилами основные положения градостроительной
документации должны публиковаться, и перед рассмотрением вопросов муниципальным
Собранием проводятся публичные слушания,
в ходе которых граждане могут выразить своё мнение и подать предложения.
В рамках проведения
публичных слушаний по проекту планировки квартала 34-35 жители смогут
ознакомиться с материалами проекта в Муниципалитете, встретиться авторами
проекта, с депутатами для обсуждения проекта планировки. Материалы проекта
будут опубликованы в специальном выпуске газеты «Наш Проспект Вернадского».
Планируется отклики жителей
на представленные материалы, письма, обращения жителей опубликовать в следующем
специальном выпуске газеты, вместе с комментариями специалистов. Намечено
проведение встречи жителей с разработчиками проекта планировки. После всех этих
мероприятий депутаты муниципального Собрания обобщат полученные отклики и, в
соответствии с законом, примут решение о согласовании, частичном согласовании
или несогласовании и отправлении на доработку проекта планировки. Предложения,
по итогам обсуждения, будут направлены в органы исполнительной власти для
учёта.
Именно сейчас принимается
важнейшее градостроительное решение, которое определит сроки, порядок
реконструкции и возможности для учёта интересов жителей. Принципиально новые
возможности открыл перед жителями новый жилищный кодекс. Жилые, нежилые
помещения и земля – это единый комплекс, распоряжаться которым можно только на
основании решений общего собрания собственников. В тех домах, где гражданам
собственникам принадлежит более половины квартир (по площади), общее собрание
может своими решениями об условиях участия в реконструкции принципиально влиять
на ситуацию, добиваясь учёта общих интересов жителей. Например, на основе
индивидуальных заявлений жителей может быть подготовлено требование по площади
для переселения в своём квартале или районе и в других районах. Это требование,
в установленном Гражданским кодексом порядке, может быть выставлено в качестве
условия и оформлено предварительным договором.
В случае, если жители не пользуются своими правами по распоряжению собственностью, каждый владелец квартиры или наниматель будет иметь дело с чиновниками департамента жилищной политики, которые исходят из имеющейся в их распоряжении на данный момент площади для переселения. Такой подход в квартале 34-35 до настоящего времени приводил к выселению за пределы квартала и района.
Так что ждём ваших решений,
мнений, пожеланий, замечаний, уважаемые жители!